
Продолжили формирование экспериментальных навыков учащихся, способствующих развитию интереса школьников к химии, активизации их познавательной деятельности, ориентированности учащихся на получение новых знаний.
На столах учащихся были: вода, загрязненная землей, опилками, песком, по 2 воронки, по 2 маленькие колбочки, 2 маленьких стакана, 2 фильтра, древесный уголь, кристаллизатор с водой, мел, нефть, моющее средство, губка, активированный уголь, лимонная кислота, сода, инструкции по проведению исследований.
Вода растворитель. Без воды нет реакции.
В стеклянный цилиндр или в колбу с широким горлом поместили равные массы питьевой соды и лимонной кислоты (или щавелевой). Перемешали. Никаких изменений не происходило. Прилили воды. Учащиеся увидели, что начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажгли лучинку и внесли ее в сосуд: она в сосуде тухнет, на воздухе загорается. Записали уравнение реакции и сделали вывод, почему горящая лучинка тухнет при внесении её в сосуд.
При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, причём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.
В стеклянный цилиндр или в колбу с широким горлом поместили равные массы питьевой соды и лимонной кислоты (или щавелевой). Перемешали. Никаких изменений не происходило. Прилили воды. Учащиеся увидели, что начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажгли лучинку и внесли ее в сосуд: она в сосуде тухнет, на воздухе загорается. Записали уравнение реакции и сделали вывод, почему горящая лучинка тухнет при внесении её в сосуд.
Записали уравнение реакции и сделали вывод, почему горящая лучинка тухнет при внесении её в сосуд.
При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, причём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.
Это интересно Молекула воды совершая круговорот в природе, в атмосфере находится 9 дней, 2 недели в реке, 10 лет в большом озере, от 3000 до 5000 лет в океане, от 10 000 до 100 000 лет под землей и от 10 000 до 1 000 000 лет в льдах Антарктики. |
|
Учащиеся познакомились с интересным фактом, касающимся жёсткости воды и круговой диаграммой, отражающей содержание примесей в водопроводной воде: Алюминий и его соединения – 33%, соли кальция и магния – 20%, соединения меди – 13%, марганец и его соединения – 13%, железо – 7%, фтор и его соединения – 8%, соединения ртути – 3%, хлор – 2%. Были рассмотрены также способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Жёсткость воды умели определять в Древнем Риме. Для этого использовали красное вино. Красящие вещества вина образуют осадок с ионами кальция и магния.
2.С учащимися 9 класса была проведена практическая работа «Получение и свойства соединений металлов».
В ходе практической работы учащиеся получали соединения металлов экспериментальным путем,
применяли теоретические знания в решении экспериментальных задач, совершенствовали навыки проведения реакций ионного обмена.
Перед учащимися была поставлена задача:
«В математике действует правило: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Как вы думаете, действует ли это правило в химии?»
Опыт № 1 «Получение гидроксида алюминия». Используя одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляли по каплям раствор другого реагента, затем поменяли последовательность введения и реакцию реагентов. В ходе практической работы был сделан вывод, что в химии данное правило не справедливо. Результат реакции часто определяется порядком сливания реагентов и их соотношением.
- В пробирку с раствором хлорида алюминия добавим по каплям раствор щелочи:
А1С13 + 3NaOH(недостаток) = 3NaCl + Al(OH)3↓
Al3+ + 3Сl- + 3Na+ + 3ОН- = А1(ОН)3↓ + 3Na+ + 3Сl-
А13+ + 3ОН- = Al(OH)3↓
Наблюдаем образование белого осадка гидроксида алюминия.
- В другую пробирку с раствором щелочи добавим раствор хлорида алюминия. В данном случае, щелочь присутствует в избытке, поэтому А1(ОН)3 в начале не образуется, идет образование алюмината натрия: А1С13 + 4NaOH(избыток) = NaA1О2 + 3NaCl + 2Н2О
А13+ + 3Сl- + 4Na+ + 40Н- = Na+ + А1О2- + 3Na+ + 3Сl- + 2Н2О
А13+ + 4ОН- = А1О2- + 2Н2О
Только, после добавления избытка А1С13 выпадет осадок А1(ОН)3.
- Докажем амфотерный характер А1(ОН)3. Для этого, полученный осадок А1(ОН)3 разделим на 2 пробирки. В одну из пробирок добавим раствор любой сильной кислоты, в другую — раствор щелочи (избыток). В обоих случаях наблюдаем растворение осадка гидроксида алюминия:
А1(ОН)3 + 3НС1 = А1С13 + 3Н2О
А1(ОН)3 + 3Н+ + 3Сl- = А13+ + 3Сl- + 3Н2О
А1(ОН)3 + 3Н+ = А13+ + 3Н2О
А1(ОН)3 +NaOH = NaA1О2 + 2Н2О
А1(ОН)3 + Na+ + ОН- = Na+ +А102- + 2Н2О
А1(ОН)3 + ОН- = А1О2- + 2Н2О
Учащиеся пришли к выводу, что таким образом, гидроксид алюминия растворяется, как в кислотах, так и в щелочах, поэтому он амфотерен.
Опыт № 2 «Подтверждение качественного состава хлорида кальция». Провели реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция.
* В пробирку с раствором CaCL2 добавили несколько капель раствора Na2CO3
* В пробирку с раствором CaCL2 добавили несколько капель раствора AgNO3
Для доказательства качественного состава СаС12 проведем реакции, характерные для катиона кальция и хлорид-аниона. Для этого раствор СаС12 разольем на 2 пробирки.
В одну из них добавим раствор карбоната натрия:
Na2CО3 + СаС12 = CaCО3↓ + 2NaCl
2Na+ + СО32- + Са2+ + 2Сl- = СаСО3↓ + Na+ + 2Сl-
Са2+ + СО32- = CaCО3↓ Наблюдали выделение белого осадка карбоната кальция СаСО3
В другую пробирку прильем раствор нитрата серебра
СаС12 + 2AgNО3 = Ca(NО3)2 + 2AgCl↓
Са2+ + 2Сl- + 2Ag+ + 2NО3- = Ca2++ 2NО3- + 2AgCl↓
Сl- + Ag+ = AgCl↓ Наблюдали выделение белого творожистого осадка.